Интервью 14 марта 2020

Большое интервью с главным тренером команды Дмитрием Саяпиным

«Я благодарен всем игрокам, которые были у нас, которых сейчас нет в команде, они хорошо отработали этот сезон»: на «Медиа-Полесье» вышло большое и безумно интересное интервью с главным тренером команды Дмитрием Саяпиным.
https://media-polesye.by/news/dmitrij-sayapin-net-plohih-hokkeistov-ili-trenerov/

Дмитрий Саяпин рассказал Медиа-Полесью о прошедшем сезоне, о планах в спорте и о жизни вне хоккея.

 Дмитрий Саяпин — выпускник омской школы хоккея, с 2005 года играл в республиканском чемпионате Беларуси. В составе команды «Нёман» г.Гродно стал серебряным призёром Экстралиги-2011. С 2013 года был главным тренером команды «Нёман-2», которая завоевала бронзовые медали чемпионата Беларуси в Высшей лиге сезона 2014-15.

О Дмитрии Саяпине узнали в Пинске в 2018 году. Он был приглашён на должность главного тренера только созданной хоккейной команды «Пинские ястребы».

За два сезона новички Экстралиги показали себя дерзким и неуступчивым соперником, играли в интересный хоккей.

В нынешнем сезоне «Пинские ястребы» попали в топ-4 Экстралиги Б национального Чемпионата и боролась за путёвку в плей-офф. После завершения переходного периода команда продолжает тренировки и готовится к товарищеским матчам.

— Дмитрий Викторович, Вы являетесь главным тренером «Пинских ястребов» с момента основания клуба. Сформировали сразу 2 команды: тренерскую и хоккейную. Как быстро удалось сработаться с тренером Владимиром Магдеевым?

— Во-первых, мы с ним давно знакомы, вместе в хоккей играли. Этот год дал нам определённый опыт. Я считаю, совместная работа помогла лучше узнать друг друга с тренерской стороны. Понимание игры у нас примерно одинаковое. Поэтому всё прошло хорошо. Что-то подправить нам нужно, но мы с этим разберёмся.

— В переходном периоде в тренерском составе произошло пополнение. У вратарей появился свой тренер – Артём Артемьев. Как с ним складываются взаимоотношения? Результатом его работы довольны?

— Считаю, что тренер по вратарям обязательно должен быть в команде. У вратарей профессия такая, своеобразная. Индивидуальная работа с вратарями должна быть в любом случае. Мы хотели пригласить тренера по вратарям ещё в начале года, но не получилось договориться с одним человеком. Поэтому, как только появилась возможность, пригласили Артёма Андреевича в команду. У него есть определённый опыт, он сам играл в КХЛ и тренерской профессией занимается немало. Артём Андреевич начал с нами работать с декабря. В играх переходного турнира на воротах чаще стоял Максим Хмыз. И то, что Максим прибавил в игре, – это заслуга и тренера по вратарям.

— Как Вы считаете, полезная была идея разбить республиканский чемпионат на 2 дивизиона?

— Я считаю, что да. Уровень игроков в Экстралиге «А» у парней повыше, и они должны между собой играть, чтобы повышать свой уровень. А у нас уровень пониже. В этом году это хороший чемпионат. Все матчи были у нас равные. В равной борьбе игрок может расти.

— В команде есть лимит на легионеров. Вы в основном приглашаете хоккеистов из России. Игроков из Латвии, Литвы или Украины рассматриваете?

— Не было таких даже вариантов. Обычно, как рассматриваем: кто-то предлагает, кто-то звонит сам. Хоккеистов из других стран я не помню. За 2 сезона не было звонков.

— На протяжении сезона и практически до последнего дня закрытия трансфера Вы формировали состав команды. Из первоначального списка осталось несколько парней. В чём была основная причина расставания с хоккеистами?

— Расставание с хоккеистами всегда неизбежно, это спорт. То есть, если мы с кем-то расставались, то это не значит, что он слабый игрок. Были определённые причины, моменты, когда надо было команду встряхнуть.

Вообще считаю, что нет плохих хоккеистов или плохих тренеров, все они хорошие, но они хороши для определённых задач. Один тренер с одними может работать, другой — только с молодёжью. Все они хорошие, но перед командой стоят определённые задачи. Я благодарен всем игрокам, которые были у нас, которых сейчас нет в команде, они хорошо отработали этот сезон. Кто-то был с предыдущего сезона. Но наступают моменты, когда приходится с хоккеистами расставаться. Это неизбежно, это спорт.

— И всё-таки некоторые решения тренерского штаба шокировали болельщиков и, на первый взгляд, были нелогичными. Впоследствии всё становилось на свои места. Есть ли решения, о которых Вы пожалели?

— Мы расставались с Максимом Налётовым, потом он к нам снова приехал. Всё-таки я дал ему шанс, второй шанс, в надежде на то, что парень что-то переосмыслил и поменял. Честно говоря, я не увидел ничего нового в его игре. Поэтому здесь, наверное, в том, что мы Полинина убрали, а на его место взяли Налётова, была ошибка.

Хотя, с другой стороны, Полинину мы тоже давали время исправиться. Но той игры, которую он должен был показывать, не было. По Полинину, скорее всего, не было никакой ошибки.

— Насколько окончательный состав команды, который есть сейчас, отвечает Вашим требованиям? Соответствует ожиданиям?

— Опять же мы говорим о задачах. Если мы планируем ставить задачи выше и стремиться вперёд, то нам нужно усиливаться. И на 40-50 процентов состав команды надо менять. Приглашать лучших игроков.

— Есть ли хоккеисты, которых Вы готовы подписать на следующий сезон прямо сейчас?

— Конечно, есть. Но пока не буду их называть. Сохраним интригу.

— Если сравнить предыдущий и нынешний сезоны, какие моменты удалось исправить в команде, а над чем ещё нужно работать?

— Работать надо над всем. Самое главное, что мы выполнили задачу, которая перед нами стояла. Основная задача была у нас выйти в 4-ку Экстралиги «Б» и были близки к третьему месту. И на эту задачу мы всё положили: и предсезонную подготовку, и по составу. Начиная с Кубка Салея, и практически весь год мы играли в три звена. У нас не было игроков на четыре звена того уровня, которого мы хотели.

Команда вышла в переходный турнир. Парни могли сыграть лучше, но опять же, играя в три звена весь год, очень сложно играть в переходном турнире. Были какие-то перепады. Для хоккеистов игра в три звена была тяжелейшей нагрузкой. Считаю, что нам удалось в этом году сделать шаг вперёд. Мы всё улучшили: и в клубе, и в команде — много моментов подкорректировали.

— На протяжении сезона «Пинские ястребы» показывали нестабильный результат. Могли проиграть команде слабее, а в следующем матче наказать лидера турнирной таблицы. Сейчас уже можно подвести итог сезона. Как думаете, было ли это связано с постоянным обновлением в составе? Или что, на ваш взгляд, влияло на результат?

— Игра в три звена — она очень тяжёлая. Нагрузка ложится на лидеров. Поэтому перепады, конечно, неизбежны. У нас такая команда: либо чёрное, либо белое. Либо тяжёлое поражение, либо яркая победа. Наверное, этим мы и нравимся болельщикам. Но это опять же состав. Чем ровнее будет состав и сильнее будут игроки, тем меньше у нас будет таких спадов.

— Как мотивируете парней на победу?

— Вот этот вопрос у нас основной: мотивация на победу. У нас все профессиональные игроки, их не надо мотивировать. В новом сезоне будем стараться таких и набирать.

— Что нужно команде «Пинские ястребы» для побед?

— Самое главное — забивать на один гол больше, чем соперники. Или пропускать на один гол меньше.

— В чём заключаются составляющие успеха команды?

— Во всём. Успех команды не может зависеть от одного или двух игроков. Успех команды зависит от самого молодого игрока и заканчивается руководителем клуба. Здесь нет никакого рецепта. Все должны работать на одну задачу, максимально выкладываться. Только тогда будет успех.

— Знаю, что Вы поедете на просмотр хоккеистов в Россию. Уже есть конкретные игроки или будете ориентироваться по месту? Сколько легионеров планируете пригласить в команду?

— Меня пригласил мой товарищ. А почему не поехать? Поеду. Там 4 дня будет хоккей, может, кто-то и понравится, посмотрим.

— Какая стратегия у команды: набирать легионеров, чтобы завоевывать призы, или строить Пинскую школу хоккея?

— Стратегия у нас одна: побеждать. И в принципе, нам не надо ничего делать искусственно. У тренера критерий его работы один – результат. Я также хочу добиваться результата. А добиваться его можно только игроками, уровень которых этот результат готовы давать. Поэтому здесь в основном нужны хорошие легионеры, хорошие белорусские игроки, но и молодёжь, которая в принципе у нас есть. Надо её привлекать потихоньку.

— Существуют ли различия в подготовке хоккеистов в России и Беларуси? Чего не хватает белорусским парням?

— Я не думаю, что различия есть. Подготовка везде одинаковая. В России выбор игроков намного больше, чем здесь. А белорусским игрокам я уже не раз говорил, им не хватает конкуренции. Если примут решение, что до 25 лет российский игрок не является легионером, то это взбодрит белорусских хоккеистов и заставит их чуть помощнее работать. Они с большего задумаются о своём развитии. Как-то одного прославленного игрока Василия Перухина спросили: «Что нужно, чтобы стать большим игроком?», он ответил: «Нужно о хоккее думать в трёх случаях: на тренировке, дома на отдыхе и во сне».

Как Вы можете охарактеризовать свой стиль работы, как тренера…

— Старый метод кнута и пряника. В наших условиях только такой метод работает. Это значит, где-то надо вовремя похвалить и вовремя наказать. Другого здесь не будет никогда. С нашими людьми можно только так. Здесь демократии быть не должно. Она не работает здесь.

Касаемо игры надо быть гибким. Тактика должна быть разная: и в атаку, и в оборону. Здесь всё должно меняться периодически. Я считаю, что я не должен быть одной линии. Здесь надо и под соперника, и от соперника сыграть. Варианты должны быть разные.

— Следите за успехами подрастающих «ястребов»?

— Иногда прихожу на матчи. Чтобы глобально, так, конечно, же нет. У нас был такой чемпионат, что времени практически не было ни на что. Надо к матчам готовиться, к одному сопернику, ко второму. Тренировки свои. Надо самому где-то маленько голову разгрузить. Здесь очень важно, если у нас будет фарм-клуб, тогда можно будет за ними наблюдать.

— Книги читаете? Есть время?

— Времени, конечно, мало. Профессия у нас не позволяет особо на книги отвлекаться. Читаю с большего биографии тренеров, книги по хоккею, если они есть. Раньше читал книги по психологии, но потом понял, что это всё бред. У нас работает один только классический метод, который всем известен. Он самый действенный.

— Тренер Дмитрий Саяпин на тренировке, матче и после игры, особенно, если проиграли, – это совершенно разные люди. В жизни Вы такой же эмоциональный?

— Да нет, в жизни я попроще, поспокойнее. Я думаю, что все люди — они добрые и спокойные. Просто и профессия, и жизнь, и какие-то моменты заставляют быть разным. Поэтому ты добрый и спокойный здесь, а профессия эмоциональная. По-другому не получается.

— Иногда жён хоккеистов сравнивают с жёнами декабристов. Они всюду следуют за мужьями. Ваша семья осталась в Минске. Как семья отреагировала на Ваше решение переехать в Пинск? Не сложно жить на 2 города?

— Не вижу никаких проблем. До Минска три часа езды, часто езжу домой. Тяжеловато, конечно, но что делать? У нас, у тренеров, дом там, где работа. Такая у нас профессия.

— Ваша семья приезжала в Пинск? Что им понравилось, не понравилось в городе?

— Конечно. Они часто здесь бывают. Всё нравится. Минск — город большой, суетной. Пинск — город спокойный, нет суеты. Здесь можно отдохнуть, погулять, перезагрузить голову. Кто приезжает сюда после большого города, все это отмечают.

— В Полесском театре были?

— Нет. За 2 года ни разу. В кинотеатре тоже не были.

Полесский говор понимаете?

— Нет, а он есть?

— А белорусский язык?

— Не разумею. Дочь у меня хорошо разумеет. Она со спортом никак не связана. Анна — человек творческий. Много чем интересуется: и дизайн, и всё, что касается женских вещей: причёски, ногти, ресницы; рисовать ей нравится, она пока что определяется. Это очень хорошо, что она хочет развиваться во многих сферах. Готов её поддерживать во всём.

— Если дочь придёт и скажет: «Папа, я влюбилась в хоккеиста».

— Ради бога… Главное, чтобы любовь. Любовь – хорошая вещь.

— Как Вы познакомились с супругой?

— Шёл по набережной в Новосибирске и влюбился с первого взгляда. «Амур стрелой прямо в сердце мне попал…» — это песня такая есть.

— Вы в душе поёте?

— Конечно.

— Какая любимая песня?

— Не сказал бы, что есть какие-то любимые песни. Они все под настроение. Здесь бегаю по кругу, одну музыку слушаю, дома — другую, поспокойнее: от Цоя до Круга.

— О чём мечтаете?

— О больших победах. У каждого есть какие-то мечты, цели. Но никто не будет о них открыто говорить. Надо двигаться вперёд.

— Где Вас можно встретить в городе?

— На набережной.

— Как передвигаетесь по городу?

— В основном пешком. Иногда на такси.

— Чего не хватает городу Пинску?

— Единственное, чего мне не хватает, так это магазинов… Ещё бы пару продуктовых магазинов добавили. А так мне всё нравится.

— Гимн знаете?

— Да. Мы перед матчами поём постоянно.

— Вы суеверный?

— Говорить, что нет — лукавить, наверное. Есть какие-то моменты, но, чтобы каких-то глобальных примет, нет.

— У вас есть татуировки на затылке и плече. Они с каким-то смыслом?

— Был смысл, когда я был помоложе. Сейчас я понимаю, что смысла делать их не было.

— То есть сейчас бы Вы не сделали тату?

— Сейчас бы не делал.

— Заняться хоккеем было Ваше желание или родителей?

— Это было моё личное желание. В 9 лет я пришёл в хоккей, и до сих пор он меня не отпускает.

На протяжении сезона Медиа-Полесье освещало игры хоккейной команды «Пинские ястребы», публикации можно почитать в разделе «Спорт».